Академгородок: 335-64-44

центр Новосибирска: 217-90-19

Академгородок: 335-64-44

центр Новосибирска: 217-90-19

Если бы нам пришлось жить сначала

Ни для кого не секрет, что иностранный язык жизненно необходим всем: бизнесменам, чтобы успешно вести бизнес, ученым, чтобы не быть «немыми» на конференциях и семинарах, да и тем, кто хочет получить престижную работу в России и за рубежом.

Чтобы достичь уровня свободного общения на английском языке, не  нужно бояться трудностей, а стоит действовать по принципу «глаза бояться – руки делают».

Ведь функция языка – дать людям возможность и умение высказывать свои мысли, нужды, чувства, получать важную информацию и, наконец, спрашивать и быть понятными. Долгие годы по традиции в школах обучали при помощи  метода «прочитайте, переведите текст и сделайте упражнение». Такой подход не давал возможности практического применения языка, не вызывал особой мотивации к обучению. И хотя эта методика уже давно признана ошибочной, многие преподаватели упорно продолжают действовать по данной схеме в силу инертности мышления, потому что так «гораздо проще».

Только «говорящий» преподаватель может научить слушателей говорить, остальные будут лишь разбирать правила грамматики, которые сами по себе не являются речью, а лишь ее оформлением. Можно только изучать правила и делать упражнения и ни на шаг не продвинуться к основной цели – научиться слышать и говорить! Вот почему школы и вузы часто выпускают людей, которые отвечают в анкетах на вопрос «где и когда вы изучали язык и как оцениваете свой уровень?» следующим образом: «Изучали в школе/институте/университете.  Уровень - нулевой ».

Нельзя научиться плавать на берегу, надо как минимум зайти в воду и попытаться шевелить руками.  Нельзя учиться говорить, не открыв рта. Смысл даже не в том, чтобы как попугай повторять идеальные предложения. Главное при изучении языка, используя коммуникативный подход, максимально приблизиться к реальным жизненным ситуациям, в которых можно почувствовать себя комфортно. Иначе все реальные ситуации в школах изучения языка будут начинаться со слов «откройте учебник», а заканчиваться «приступим к экзамену».

Преподавателю необходимо начинать говорить со слушателями сразу, как только он перешагнул порог классной комнаты, на каком уровне они бы не находились. Так имитируется языковая среда, так приучается слух к звукам чужой речи, так слушатели адаптируются к новым условиям, и постепенно приходит чувство комфорта и уверенности.

СЦЕНАРИЙ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

По классической схеме выделяются три варианта обучения:

  1. сидеть на берегу и тупо размахивать руками (читай – выполнять упражнения из учебника). Этот вариант ведет  «в никуда». Вы не будете говорить на английском!
  2. Вас бросают в воду (читай – набрасывают огромное количество слов), но не учат ничего не объясняют и не помогают плыть. Это тоже путь «в никуда». Вы не научитесь говорить. Потому что даже правильно построенные отдельные предложения, , которые можно отрепетировать, - это еще далеко не язык.

Что уж говорить о ситуации, когда все слушатели говорят на исковерканном языке и копируют ошибки друг друга, а преподаватель выполняет роль наблюдателя, ничего не исправляя и не объясняя! И не известно, какой путь хуже. Может быть – последний, потому что в первом случае – никакой результат , а во втором – отрицательный. Переучивать таких студентов себе дороже. Если человеку все время разрешали идти на красный свет, а потом объяснили, что это не верно – это не факт, что он в следующий раз будет ждать зеленого.

  1. Идеальный вариант – вас выпускают в воду, а по бокам плывут спасательные лодки (преподаватели постоянно помогают, объясняют, корректируют ваш курс).

Много лет назад в Америке был проведен необычный опрос людей, находящихся на тонкой грани жизни и смерти. Всем был задан один и тот же вопрос: «Что бы вы сделали, если бы вам было суждено жить сначала?». К удивлению исследователей, они получили один и тот же ответ, если не по форме, то по содержанию.

Ни один респондент не посетовал на то, что он сделал в своей жизни, но все единогласно заявили, что жалеют о том, что что-то не успели, не смогли или не осмелились сделать. Была высказана удивительная вещь:

- Мы бы хотели в своей следующей жизни совершить больше ошибок, уменьшить количество факторов, которые нужно воспринимать серьезно, путешествовать всегда на легке и съесть больше мороженого.

Все это очень сильно перекликалось с нашим видением мира, и в итоге родилась методика для слушателей с высоким уровнем владения языком.

ВЖИВАЯСЬ В РОЛЬ АГАТЫ КРИСТИ

Итак, представьте, что вы попали на урок по данной методике. Что здесь происходит? Для начала мы берем книгу, например «10 негритят» Агаты Кристи, и каждый слушатель получает роли, в том числе автора и ведущего. Потом просто начинаем проигрывать, вживаться в роли.

Что происходит с каждым из участников во время «урока-игры», сложно передать словами. Занятие представляет некое судилище, где потустороннее Высшее Существо пытается проникнуть в тайны человеческих поступков и оценить их тяжесть. Это некое шоу, где каждая сцена книги с помощью ведущего разыгрывается как часть общего спектакля. После каждой сцены ее герои отвечают на непростые вопросы Высшего Судьи и вместе с ним обсуждают свои поступки. Это вещь очень увлекательная и зрелищная.

Очень часто на такие «проигрывания» приглашаются слушатели из других групп, которые также принимают участие в обсуждении сцен. Такие занятия чередуются с еще более сложной формой спектакля. Попытаемся нарисовать как можно более яркую картину.

АКТЕРЫ И ПУБЛИКА

Основным принципом является» двойная» роль слушателей: они одновременно и актеры, и публика. Методика разработана очень творчески и имеет очень интересный текстовый материал, который максимально динамичен, насыщен нужной лексикой и имеет большое количество неожиданных поворотов событий.

К примеру, каждая пара слушателей получает билет, на котором написана суть их выступлений и тот словарный запас, который должен быть ими использован. Они выходят на публику и доводят свою оценку до некоего кульминационного момента, за которым должен последовать неожиданный для слушателей поворот.  Здесь действие останавливается, мы получаем feed back (обратная связь) от аудитории ( в это время следующая пара готовится к выступлению) и обсуждает прогноз кульминации этой схемы. После того как слушатели исчерпали все возможные варианты того, как будут разворачиваться события, первая пара возобновляет приостановленное действие и дает нам развязку событий.  После эффективной концовки первой сценки первая пара слушателей-актеров садиться к «публике» и ждет продолжения спектакля с огромным интересом , так как сюжетный материал подобран очень любопытный. И так до конца занятия проигрывается замечательнейшее представление.

ЗАГАДКА

Представьте себе ситуацию: слушатели смотрят отрывок из фильма с казалось бы банальным треугольником: Он, Она и Он (друг семьи). Она и Друг семьи безумно влюблены друг в друга. Действие разворачивается во время второй мировой войны. В то время, когда Он и Она предаются любви, начинается бомбардировка города. Они слышат, как что-то происходит со всем рядом. Он просит ее подождать и выходит один в огромный пустой зал. В тот момент происходит прямое попадание бомбы в здание. Он остается лежать на ступеньках без движения, без очевидных признаков жизни. Она выбегает из комнаты и, приняв за мертвого, неожиданно бросается обратно в спальню. Очнувшись, Он бежит к Ней. Она в смятении: «Он жив!» «Что ты здесь делаешь?» - спрашивает Он . «Ты не думаешь, что могла быть мне более полезной там, где я лежал без сознания?» Ответа нет – Она просто обнимает Его. Она прощается с Ним – и все. Она уходит, чтобы больше не вернуться в его жизнь, бросая напоследок странные слова: «Любить – это не значит быть рядом, это значит носить любовь в своем сердце».

Попытайтесь самостоятельно найти собственное объяснение произошедшему.

О НАСУЩНОМ

Такого рода занятия являются обязательной составной частью учебного процесса. Ведь нет ничего эффективнее, чем обучение в процессе игры. Так стимулируется интерес, пробуждается мысль, а вместе с ней и ее языковое выражение.

Главное, чтобы слушатели максимально включались в заданный ритм, даже если они пришли на занятие уставшие, после тяжелого рабочего дня. Стимулирование интереса: неожиданные задания, вопросы, действия – этот тот ключ, который открывает все двери, делает занятие интересным, а потому всегда продуктивным.

Ваше Имя
Ваш e-mail
Курс
Заполняя данную форму, вы принимаете условия обработки и использования персональных данных
ПРОГРАММА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
ПОГРУЖЕНИЕ. ЯЗЫКОВОЙ ЛАГЕРЬ
ЛЕТНЯЯ ПЛОЩАДКА
ПРОГРАММА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-8 ЛЕТ
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Ваше Имя
Ваш e-mail
Ваш вопрос